Странник

Написано на греческом и для греков. Я не знаю, кто его написал. Но оно должно быть вклю­чено в канон.

—     А почему именно Иоанна? А не в любую другую книгу гностиков? Евангелие истины, Еван­гелия от Фомы и Филиппа и другие. Они не подхо­дят?

Ориген остановился. День был очень жаркий. Внизу, в тени, где проходил пир, было прохладно. Запах пота, стоящий в комнате, раздражал Фабиана, но, казалось, абсолютно не мешал теологу; «Ничего удивительного, — подумал папа. — Он прожил в своей скорлупе долгие годы».

—   Некоторые книги гностиков забавны. Некото­рые нет. Те, о которых ты упомянул, написаны людьми, которые знали Иисуса. Но это не главное в них. Гностики утверждают, что они представляют собой «духовную» Церковь, более того, что они элитарны. Мы этого не делаем. Мы создаем универ­сальную Церковь, которая именно поэтому называ­ется католической. Она открыта всем, независимо от класса, расы или уровня культуры, богатым и бед­ным, образованным и неграмотным. Единственным требованием к тем, кто к нам входит, является соблюдение нашей системы организации. Она состо­ит из трех элементов — доктрина, обряд и духовная иерархия, — и любой, кто не приемлет хоть один из этих элементов, не может оставаться в лоне нашей Церкви. Гностики отвергают все три, вот- почему мы сурово пресекаем все их попытки ввести любую из их рукописей в канон.

—  Так все-таки почему Иоанн? — мягко спросил Фабиан.

—  Позволь мне процитировать: «Фома сказал ему: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» Иисус сказал ему: «Я если путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез меня»*. Только с помощью Иисуса можно найти Бога. Только с помощью католической Церкви мож­но найти Иисуса, Только с помощью епископа мож­но войти в Церковь. :

—    Как ты, возможно, знаешь, я не высокого мнения о личных: качествах многих епископов и представителей духовенства. Епископ должен быть безгрешным, честным, благородным и миролюби­вым. Он должен быть образованным и ученым, че­ловеком выдающихся способностей. Его власть все­объемлюща, потому что если цари правят только телами людей, то епископы, которые правят от имени Бога, владеют и телами, и душами людей.