Странник

—   Безусловно, — согласился епископ. — Но что потом? Мы с тобой, вероятно, не сходимся во мнениях относительно близости parousia. Для ранних христиан все было ясно, потому что период между крещением и появлением Бога на земле был коро­ток. По каким-то своим священным причинам он так и не появился. И это может произойти тогда, когда нас уже не будет. И что же в этом случае делать с грехами, совершенными с момента креще­ния, в течение всей жизни?

—   Кроме того, не забывай о тех новообращен­ных, которые только готовятся к крещению, про­водя годы этой подготовки в грехе, чтобы нако­пить как можно больше к тому времени, когда их сделают, как они думают, чистыми, — жестко сказал Тертуллиан. — Но вопрос прощения греха после крещения гораздо более широкий. Грешни­ки в Карфагене проводят день в скорби, а ночь — в бодрствовании и слезах, валяясь на земле среди звенящих секир, одетые в грубые рубища, говея и молясь. Они вымаливают свое прощение, заламы­вая руки и заливаясь слезами. Обычно думают, что у христианина есть один-единственный шанс на прощение. Я бы советовал почитать римлян. С моей точки зрения, очищение от греха после крещения заставляет их никогда не ставить избранность на первое место.

—  Клемент доказывает, что спасение достигается путем длительного и тяжелого учения и самосовер­шенствования, через молитву и созерцание, одухот­воренные любовью Господа.

—    Клемент измыслил Бога, который не прини­мает обиду, никогда не злится, не склонен к мще­нию. Бога в Аду, где пламя огня не бушует, отсут­ствует вечная тьма, нет ужасов, заставляющих дро­жать и стискивать зубы. В Африке мы знаем об этих вещах.

—    В таком случае, разве вопрос о том, как эти грешники могут быть очищены и избавлены от ужасной судьбы, которая ожидает их, не становится самым главным? Если крещение в Церкви дает полное очищение от греха, то разве сама Церковь не в силах давать отпущение грехов и позже, нала­гая епитимью? Разве слова в Евангелии от Матфея о правах и обязанностях имеют какое-то другое значение?

—    И к чему это может привести? Я, например, очень хорошо понимаю, почему это так привлекает грешников и епископов. Первый избавляется от веч­ных мук, а второй получает власть.