Странник

Не глупо ли отвергать богатство, которое приносит пользу нашим соседям, да и нам самим? Внешние признаки не имеют никакого зна­чения, в расчет берется только лишь их польза. Деньги, употребленные в благородных и святых целях, для обращения других, делают их обладателя благословенным.

Тертуллиан некоторое время молчал, окидывая острым взглядом комнату, ее обстановку и мебель,’ дары первейшему представителю Господа в Риме от богатых прихожан, дорогие переплеты книг и пре­красные картины с религиозными сюжетами на стенах. Он взглянул на самого Цефиринуса — изыс­канно одетого, холеного и благоухающего чистотой от каждодневных ванн.

—     Богатство принадлежит миру, — четко сказал он. — А все мирские вещи принадлежат Сатане. Тем, кто надеется на спасение, не разрешается работать, так как владение деньгами запрещено Евангелиями и связывается с идолопоклонничеством. Я не пошел бы работать даже портным, ибо разве не он превращает Божиих овец в дорогие одежды?

—      Но если, как ты говоришь, Сатана правит всем на земле, разве мы не можем употребить силу денег против него самого? Разве мы не поддержи­ваем наши Церкви в тех частях мира, где их при­тесняют? Разве мы не выкупаем из рудников наших мужчин и женщин? Разве не с помощью денег мы распространяем Слово Божие по земле?

—     Существует другое, гораздо более сильное оружие, — обронил Тертуллиан.

—     Возможно, все не так просто, как нам бы. хотелось. Разве мы не имеем дело с вопросами фун­кций и статуса духовенства? С проблемами органи­зации нашей Церкви и ее отношениями с государ­ством? Существует множество веских обстоятельств, от которых зависим мы все и будущее нашей Цер­кви. Угрожающий лай собак, доносившийся с холма, становился все громче и громче. Люди неспешно занимались своей работой, распиная собак на коль­ях из бузины.

—     Мы подошли к наиглавнейшему вопросу — вопросу греха, — сказал Цефиринус. — Мы все убеждены, что в крещении заключено полное очи­щение от греха силой Святого Духа.

—     Конечно, — тепло ответил Тертуллиан. — Святая вода является воплощением Святого Духа. Омывая вновь обращенного, она отделяет его от остального мира и спасает от разрушительной силы этого мира.