Кто разочаровался на Берлинале?

1Вот и подошел к концу знаменитый среди любителей артхаусного кино Берлинский международный кинофестиваль. В этот раз, как и всегда, показывали фильмы, которые не собирают денег и не взрывают прокат, зато заставляют задуматься. Но призёры нынешнего фестиваля оказались неожиданными.

Нежданные победители

Премией «Золотой медведь» был награждён китайский криминальный фильм «Черный уголь, тонкий лёд» режиссера Инана Дяо. В этом фильме на фоне поисков серийного убийцы, расчленяющего жертвы при помощи коньков, разворачивается трагическая история жизни полицейского, многое отдавшего, чтобы найти преступника. Гран-при же получил депрессивный философский фильм режиссёра Уэса Андерсона под названием «Отель Гранд Будапешт». В виде тоскливой жизни в заглавном отеле аллегорически показан упадок и закат европейской культуры и цивилизации.

А фавориты-то сдали!

Тем не менее, до фестиваля высоколобые критики ожидали, что призы достанутся другим режиссёрам. Высокого мнения они были, в частности, о Ричарде Линклейтере, Яне Деманже и о брате и сестре Брюггеманн. Но, тем не менее, эти фавориты любителей артхауса получили не столь высокие призы, как Андерсон и Инан Дяо. Награда за режиссуру досталась Линклейтеру за фильм «Отрочество», который снимался целых 12 лет. В сжатом виде режиссер изобразил взросление мальчика (Эллара Колтрейна) и его сестры (Лорелеи Линклейтер, дочери режиссёра); новые сцены он доснимал по мере того, как дети росли и становились взрослыми. Этот фильм — о жизни, о начале пути, о том, как юный, любопытствующий разум видит стремительно меняющуюся эпоху.

Деманж же попытался потрясти критиков триллером «71». О чём он? О гражданской войне, о маленьком человеке, оказавшемся среди событий, которые он бессилен изменить. Главный герой — британский солдат — отстает от своей части посреди восстания ирландско-католических сепаратистов в Белфасте, разгоревшегося в 1971 году. Что он может сделать один, когда против него — целая армия вооруженных боевиков? Только спасать свою жизнь. Так и бежит маленький человек узкими переулками от повстанцев-сепаратистов, считающих его угнетателем и слугой тиранов. Что получил этот фильм? Ничего, жюри его просто не заметило.

Драма «Крестный путь» Дитриха Брюггеманна — о религии. В ней с историей Иисуса, отверженного и распятого фарисеями, сравнивается история девочки из семьи фанатиков, которая искренне верует, но окружающие считают ее грешницей и безбожницей. В ней нет чудесного воскрешения; девочка просто жертвует собой накануне своего пятнадцатилетия. Этот фильм получил награду всего лишь за лучший сценарий.

И немного забытого старого

Ещё один приз — «Серебряный медведь» — на Берлинале традиционно вручается новаторам, тем, кто сумел сказать в кинематографе такое слово, какого не говорил ещё никто. Но кто его получил? Как ни странно, достался «Серебряный медведь» режиссёру Алену Рене. Что же он снял такого прорывного? «Любить, пить и петь» — экранизация старой английской пьесы, которая уже не одно десятилетие идет в водевилях. Собственно, именно театральное происхождение фильма бросается в глаза сразу. Именно из театра декорации, совершенно условные: павильон изображает улицу, чисто символические перегородки — дома героев фильма. Кто эти герои? Обыкновенные, простые люди, живущие в Англии где-то в двадцатом веке, а самый интригующий из персонажей вовсе не появляется на сцене перед камерами. Возможно, жюри увидело в этом минимализме и примитивизме какое-то новое веяние, но нужно быть уж очень глубоко артхаусным критиком, чтобы обрадоваться такому пресному зрелищу.

Оставить комментарий