«Вавилонские младенцы» повествуют о новом задании, которое получает наемник по имени Тороп, а именно: сопровождении в Канаду некой Мари Зорн. С виду несложное задание превращается в настоящую игру на выживание, ведь Мари вовсе не обычная девушка, а перевозчик уникального груза, который может в корне изменить окружающий мир, и за которым идет охота.
Морис Ж. Дантек – это франко-канадский писатель, который до недавнего времени был больше известен своим музыкальным творчеством. Собственно книга «Вавилонские младенцы» была написана довольно давно и даже экранизирована (главную роль исполнял Вин Дизель), однако в то время не принесла автору большой известности за пределами своей родины. Теперь книгу, наконец, издают в России. Очень жаль, что российскому читателю пришлось ждать почти десять лет, чтобы прочить ее в хорошем переводе. С другой стороны столь позднее издание позволяет получить абсолютно чистое, незамутненное восприятие, так как неудачную экранизацию все уже успели забыть.
Роман можно прочитать просто как киберпанковский боевик, а можно копнуть глубже и проследить, куда уходят корни философствований Дантека. В книге автор не раз ссылается на основоположников постмодернизма Делеза и Гваттари. Именно им принадлежат многие экстравагантные термины, которые позаимствовал Дантек, например, «детерриториализация» и «тело без органов». Вообще постмодернистских идей в книге предостаточно, порой, для того чтобы их обнаружить, даже не нужно ничего «копать». Основную мысль книги модно выразить как освобождение человека от социальных и культурных стереотипов и ожиданий, размыкание разума и создание виртуального тела, которое будет могущественнее самой вселенной. Одним из самых древних способов освобождения разума является употребление галлюциногенных средств. Все это хорошо описано в трудах философов-постмодернистов. И все, что осталось Дантеку, это красочно оформить эти мысли и присовокупить к ним парочку технических возможностей для подключения мозга к виртуальной реальности.
«Вавилонские младенцы» – это мир, где безраздельно правят химические галлюциногены и нейроконтроллеры, которые позволяют мозгу человека создать любую псевдодействительность. Есть здесь и 100% создания без органов – электронные компьютеры со своеобразным восприятием действительности. Дантек очень хорош в описании того, как электронный мозг воспринимает человеческую реальность.
Помимо чисто киберпанковских, эзотерических и нью-эйджевских традиций в книге проглядывает и экшен. Причем чем дальше, тем больше. От страницы к странице напряженность растет, перед мысленным взором читателя проносятся националисты-сепаратисты, всемогущие мафиози, коррумпированные военные, полусумасшедшие сектанты, индейские шаманы. Но при этом не ощущается разобщенности сюжета, все линии соединены воедино. На протяжении всей канвы сюжета читателя не покидают догадки о подоплеке происходящего. Но грамотно разбросанные по всему тексту намеки не помогают приблизиться к истине. Она приоткроется в самый последний момент, и многие происходящие в начале повествования станут понятны только на последних страницах.
Книга хороша и с точки зрения психологичности, так как герои здесь не монументальны, они изменяются во времени, эволюционируют. В самом начале Тороп предстает перед нами как суровый солдат, который давно не верит ни в людей и ни в бога. Он жесток и деловит. Однако события, в которые он вовлечен из-за Мари Зорн, оказывают на него самое непосредственное воздействие. В конце книги ему становится понятна его жизненная миссия, и он начинает все с чистого листа.