Британские киноакадемики премировали космос и довоенный Юг

1Академия киноискусства Великобритании не признает различий: за её премии может побороться и режиссер взрывного, жвачного блокбастера, и создатель вдумчивого и сложного артхауса. Тем не менее, в этот раз премии получили фильмы камерные и непростые, хотя претендовали на них и Питер Джексон со своим нашумевшим фэнтези «Хоббит», и Джей Джей Абрамс со «Стартреком».

Только пустота и звёзды

Тем не менее, больше всего наград получил Альфонсо Куарон. Его нельзя строго отнести к лагерю «блокбастерных» или «артхаусных». Точно так же нельзя четко определить, к какой категории относится его фильм «Гравитация». С одной стороны, он посвящен теме, за которой радостно идут в кино миллионы фанатов НФ: он о космосе. С другой, в нем нет ничего эффектно-фантастического, лишь тяжелый труд и выживание космонавтов, попавших в беду.

В этом фильме двое астронавтов, мужчина и женщина (их играли Джордж Клуни и Сандра Баллок) оказываются единственными выжившими в результате катастрофы на орбите. С кем, вернее с чем, им приходится бороться? С безжизненным и беспощадным вакуумом. С законами Ньютона и Кеплера, которые управляют любым движением в невесомости и с которыми непросто совладать, вооружившись одними лишь тривиальными земными инстинктами. С дефицитом кислорода, когда нужно отмерять каждый глоток воздуха, и разбитым оборудованием, из которого не так-то легко стало извлечь хоть какую-то пользу.

Какие же награды получил этот фильм? Лучшая музыка, лучшая работа операторов, лучшие звуковые эффекты, лучшие визуальные эффекты (именно в последней категории Куарон обскакал матерых блокбастеристов Джексона и Абрамса). Лучшая режиссура — это уже в копилку гордости самого Куарона. Ну, и на сладкое — лучший британский фильм года. Британская киноакадемия знаменита тем, что именно ей обычно вторит её большая и более известная сестра — американская, присуждая «Оскар». Поэтому именно Куарону сейчас прочат минимум одну золотую статуэтку.

Там, на плантациях

А каков же лучший фильм года вообще? Куарону пришлось делиться лаврами с американцем Стивом Маккуином. Его фильм «12 лет рабства» — об истории США, об американском Юге до Гражданской войны, где белые плантаторы владели чернокожими рабами. Герой этого драматического фильма, которого играет Чиветел Эджиофор — талантливый музыкант, скрипач, владеющий чарующей магией смычка. Но этому виртуозу не повезло родиться негром, и вот — никого уже не интересуют его таланты, его музыка. Его продают, как скот, богатому и некультурному хозяину, который видит в нём всего лишь ещё одни руки для выращивания хлопка.

Несмотря на такую высокую оценку, по общему количеству наград фильм о несчастной судьбе скрипача-раба подкачал. Помимо награды «Фильм года», ему досталась только премия за лучшую игру актёра главной роли. Здесь Эджиофор обошел ДиКаприо, которому от британцев не досталось ничего, что вызывает теперь у критиков подозрения, что звезда «Титаника» скоро снова останется без «Оскара».

Et cetera

Также отличиться сумел Дэвид Расселл, режиссёр фильма «Афёра по-американски». Этот фильм получил три награды, но, ни одной выдающейся: за актрису второго плана, за оригинальность сценария и за грим. Упомянем и награды, доставшиеся не самым лучшим фильмам, но выдающимся актёрам: Кейт Бланшетт достался титул лучшей актрисы за роль в недавнем «Жасмине» нестареющего Вуди Аллена, а Бархад Абди стал лучшим актером второго плана за роль капитана морских разбойников-пиратов в фильме Пола Гринграсса «Капитан Филипс».

Оставить комментарий