Патрик Несс «Голос монстра»

щоппа

Жило-было чудовище. И вот  решило оно прийти к обычному на первый взгляд мальчику  Коннору. Когда его спросили, зачем, оно ответило, что его позвали.  Бояться ли его Коннору? Непонятно. Какая у него цель? Ответы на эти и многие другие вопросы, которыми задается юный герой, мы найдем в загадочных и увлекательных историях, которые чудовище рассказывает своему маленькому слушателю.

Если вы хотите, чтобы мы всего в паре слов охарактеризовали  новее творение Несса, мы, пожалуй, скажем, что это очень  сильная, жесткая и непривычная вещь. Несмотря на то, что книга изначально заявлена как детская, назвать ее  обычной детской сказкой не поворачивается язык. Это не добрая история на ночь,  хотя и учит она правильным вещам, а осадок оставляет такой, что  его потом еще многие недели  приходится вымывать. В Голосе монстра  основной акцент сделан на тех вещах, которые мы  обычно не обсуждаем со своими детьми. Наверное, такой и должна быть качественная детская  литература, которая готовит ребенка к миру взрослых. Примечательно, что в Великобритании данная книга получила возрастной рейтинг +9. У  нас такие вещи  не пишут и для  старшеклассников.

Говоря о новом  романе Патрика Несса, следует отметить, что его концепция принадлежит не самом автору, а Шивон Дауд, которая также является  хорошо известной детской писательницей. Она составила план романа, когда ей поставили смертельный диагноз. Написать историю ей не хватило времени, но зато она успела поделиться  своими замыслами с редактором, который  также работал с Нессом. В итоге идея была передана Патрику, и на свет родился Голос монстра – книга полностью в духе Дауд, рассказанная языком Несса.

Итак, в романе повествуется о юном мальчике, который живет со смертельно больной мамой. Отца у семьи нет, вернее, он есть, но где-то там, за океаном, в Америке. Бабушка изо всех сил пытается вернуть себе ушедшую молодость. Школьные учителя предпочитают малыша  не замечать, а одноклассники над ним просто  издеваются. Но вот однажды в полночь к Коннору приходит чудовище.

Говорить о сюжете и героях здесь очень сложно. Истории как таковой  нет. Весь роман строится на наборе эпизодов,  через которые раскрываются  события, происходящие в жизни мальчика. Героев  в общепринятом значении слова здесь тоже нет. Нет ни описаний внешности, ни характера даже самого Коннера – лишь отдельные беглые зарисовки.  Этакая чехарда лиц, событий и  диалогов  воссоздают картины реальной жизни.  Рубленые фразы, которые использует автор, как нельзя   кстати подходят для  детской книжки. Но, по сути,  Голос монстра — это роман, который тяжело осилить даже взрослому.

Самыми яркими  существами  в романе являются чудовища, которые  частично взяты из обычных сказок, частично из жизни самого Коннора. Финалы у этих сказок на ночь всегда неожиданные, пусть даже они и начинаются  со всем хорошо известной присказки.  Правильнее всего их назвать даже не сказками, а притчами.

Для России такой откровенный разговор с детьми – почти нонсенс, в то время как на Западе уже давно укоренилась тенденция максимально реалистично описывать события в детских книжках.  Здесь принцы совершают героические самоубийства, королевы получают только, что действительно заслуживают. Но важнее всего финальная история, ради которой и  чудовище и пришло  в наш мир, — история о жизни и смерти конкретного очень близкого для Коннора человека.

Оставить комментарий