Иронический стимпанк Феликса Х. Пальмы «Карта времени»

11

По обычаю  свой обзор новой книги Феликса Х. Пальмы  «Карта времени»  мы начинаем с  краткого описания  его сюжета. Действие романа разворачивается в  Великобритании в 19 веке. Не так давно   в свет была выпущена книга Герберта Уэллса «Машина времени», которая  буквально погрузила Туманный Альбион  в некое подобие хрономании. В Лондоне открывают  чудо-машину, которая, по словам ее создателей, может отправить всех желающих в  21 век. Одним из первопроходцев  становится некая Клер Хаггерти, которая обречена попасть в 2000 год, встретить в нем своего суженого и остаться с ним навсегда. Идиллии? Возможно. Если бы только в то же самое время в Лондоне 19 века не объявился  загадочный убийца, который оставляет  рядом с телами убитых цитаты  из еще не написанных книг.

Стимпанк сегодня бьет все рекорды по популярности. Большое количество книг, так или  иначе связанных с викторианской эпохой, кажется, уже не оставляются  простора для воображения новым авторам. Ан нет, новые авторы все равно находятся, а их труды каким-то образом затесываются в списки  национальных бестселлеров и   даже получают международное признание. Одним из таких авторов и является Феликс Х. Пальма, даже не англичанин по происхождению. В качестве основы для подражания  Пальма выбрал  бульварные романы  того времени с их преувеличенными страстями. Выбор этот был сделаны явно намеренно, так как  новый роман носит в  себе  все признаки постмодернизма с его расковыченными цитатами из классики,  обилием вымышленных и реально существовавших персонажей и иронией в  отношении как самой Викторианской Англии, так  литературного жанра, который она породила.

В книге испанца сочетаются и мелодраматические мотивы, и фантастика. Один из  главных героев  романа Герберт Уэллс постоянно жалуется на то, что он не может написать настоящую вещь, которая бы перевернула сознание современного человека. Они и не подозревает, что он будет признан классиком английской литературы именно за его  простые  и интересные нереальные истории. Пальма как  соратник по перу и как поклонник Уэллса, естественно, не может не иронизировать над подобной близорукостью великого писателя. Вместе с тем его ирония  не переходит в злую усмешку, напротив, она превращается в  констатацию   того факта, что научная фантастика   уже более века играет в  наших жизнях ведущую роль.

Найдет читатель в «Карете времени» и  многочисленные авторские трюки, ловушки и обманные приемы. Впрочем,  высокоинтеллектуальным поклонникам жанра они могут показаться неинтересными из-за стремления автора все досконально  показать и разъяснить читателю  (а вдруг не поймет?). Есть  здесь и таинственные порталы, и попаданцы, и машины времени, но  далеко не все они в итоге оказываются настоящими. Пальма ведет с нами увлекательную игру, сначала заставляя поверить в невероятное, а затем развеивая  иллюзии и объясняя происходящее вполне реальными причинами. В итоге кто-то может даже прийти к выводу, что не такой уж данный роман и фантастический. Правильнее его было бы назвать авантюрным. Хотя и  настоящей трагедии здесь тоже много.

Недостатки у книги тоже есть. Некоторым героям не хватает  энергии, некоторые части чрезмерно затянуты,  главные герои могут показаться трафаретными. Но все это лишь отчасти портит общее впечатление, которое резюмировать словами  лукавый, обманчивый и удивляющий читателя роман.

Оставить комментарий