Благие намерения Нила Геймана и Терри Пратчетта

 

middle

Сюжет одной из последних книг  знаменитого Терри Пратчетта, написанного в соавторстве с не менее знаменитым Нилом Гейманом, таков.  Два  создания не от мира сего – ангел Азирафаэль и демон Кроули – на протяжении многих столетий работают   рука об руку друг с другом на Земле. Они настолько  привыкли друг к другу, что почти стали лучшими  друзьями.   Но однажды они узнают, что их прекрасной дружбе вскоре может прийти конец. Ведь на небесах был провозглашен Армагеддон и объявлено о  приближающемся рождении антихриста. Это  значит, что  обычного мира  просто не станет,  на его месте воцарится либо рай, либо ад.   И  как же это будет скучно, ведь в райю, например, нет даже ни одного толкового композитора.

Данная книга вышла в обложке со стилизацией под Терри Пратчетта. Во-первых потому, что создатель Плоского мира  в России больше известен, а во-вторых, потому что данный роман все же по большей части написан именно Пратчеттом,  а не Гейманом. Так уже получилось, что  автор Задверья и Песочного человека  все же больше времени отводит комиксам, чем литературе, и основной массив работы по написанию романа лег на плечи его   коллеги.  В итоге книжка получилась почти чисто в пратчеттовском стиле. Английского юмора,  пародии и культурных  флэшбэков, характерных для творчества мистера Пратчетта, здесь хоть отбавляй. А вот от  Геймана  роман  не унаследовал  ни  характерного для его творений волшебства, ни даже мистики.

В качестве  основы для романа   была выбрана хорошо известная серия ужастиков «Омен»,а также знаменитые пассажи из библейских текстов, в том числе и  из  Откровения Ионна Богослова.  Пропущенный через мясорубку  английского юмора, выполненный в  характерном жанре постмодерн, новый роман  является прекрасным олицетворением того, как в одном тексте можно соединить   и новизну и классическую старину.

В мире, созданном Гейманом и Пратчеттом, демон не только носит Прада, но и  ездит на Бентли 1926 года, и слушает Queen.  Роль  всадников Апокалипсиса  исполняют байкеры:  Войны – торговцы оружием, Голода – владелец закусочной быстрого питания, а вместо Мора, которому пришлось уйти на пенсию  после изобретения пенициллина, на сцене появился новый  герой – Загрязнение окружающей среды.  Все сверхъестественные существа, фигурирующие в романе, обладают   до нелепости обычной житейской психологией. Ходят вместе обедать во время перерывов на работе, шлют  своему начальству отчеты о том, каких успехов им  удалось добиться.

В общем  и целом   у Геймана и Пратчетта получилось не просто  смешно рассказать   извечную историю о борьбе добра и зла  на Земле.  Новый опус настолько хорош, что вполне претендует на статус серьезной сатиры.  Авторы высмеивают и  общество потребления, и институт церкви, и капиталистическую систему, сетевой   маркетинг и т.д. Есть здесь и антивоенный пафос и  декламация на тему экологии. В общем роман  вобрал в себя множество прекрасных и достойных черт, массу сюжетных линий и второстепенных хорошо прорисованных персонажей.  Присутствует здесь и  любимый Пратчеттом прием выворачивания действительности наизнанку. В какой-то момент даже  может показаться, что роман уж слишком густонаселен и переполнен авторскими  трюками.  Причем к концу романа это ощущение  будет постепенно усиливаться. Видимо фантазиям двух таких креативных авторов очень непросто было уместиться в одном небольшом томе.

Комментарии закрыты.